"Если на заводе пахнет краской, значит, еще не все
потеряно", - начальник производственного управления ОАО "Минский часовой
завод" Николай Харчевников ведет корреспондентов TUT.BY мимо работающих
станков. И хотя от советского часового гиганта сегодня осталось
немного, краской здесь действительно пахнет, а рядом с советскими
станками трудятся вполне современные, недавно установленные швейцарским
инвестором. О том, что сейчас выпускает "Луч", как решается больной
кадровый вопрос и какие планы по развитию белорусского актива есть у
Franck Muller, читайте в репортаже TUT.BY
Союзный гигант
Строительство в Минске часового завода началось в 1953 году.
Масштабы производства сразу заложили союзные, то есть гигантские - 10
млн штук в год. До 1996 года такие объемы были реальностью.
Сперва в Минске выпускали только механические часы, но к 1980-му
году освоили и входившие в моду кварцевые. Тогда даже построили
дополнительный корпус для производства микросхем, начали выпуск очень
точных кварцевых часов с шаговым двигателем. В общем, шли в ногу со
временем.
Работали и по кооперации - делали механизмы на экспорт и
электронные блоки для нескольких российских часовых заводов, выпускавших
часы в своих корпусах, но с использованием белорусских электронных
блоков. Потом программа свернулась, электроника стала невыгодной - это
энергозатратное производство. Кварцевые механизмы стали закупать
импортные - так дешевле.
С развалом Союза белорусские часовщики потеряли рынки сбыта.
Поставки в Россию пытались возобновить, но объемы удавалось реализовать
небольшие. Такие же разовые и небольшие поставки были в дальнее
зарубежье. Впрочем, остальным советским производителям приходится не
лучше: около 15 часовых заводов было в Союзе, а в живых осталось не
больше трех. В 2006 году в отношении "Луча" начали процедуру
банкротства. А в 2010-м Беларусью был
подписан инвестиционный договор с швейцарской Franck Muller International B.V., получившей контрольный пакет акций предприятия.
Про работу и зарплату
В Минске до сих пор сохранился полный цикл производства часов.
|
Часть станков еще старая,
установлена в советское время. На токарных станках-автоматах производят
все цилиндрические детали - штифты, винты, оси. Есть и более новые - с
числовым программным управлением, недавно установленные инвестором.
|
|
Все детали для будущих часов делаются в механических цехах. Работа тонкая, допуски - микронные.
|
|
На фрезерных станках идет
производство корпусов. Отштампованные заготовки приходят сюда на точную
обработку. По специальной программе фреза обходит корпус по нужным
направлениям в разных плоскостях. Отсюда готовый корпус уходит на
полировку.
|
Впрочем, часовое производство - это не столько станки, сколько люди. "Мы много потеряли, и главное - кадры", - разводит руками начальник производственного управления.
К примеру, на этих фрезерных станках "Луч" может выпускать в месяц
20 тысяч корпусов. Но несколько полировщиков ушло на пенсию, набрали
восемь новых, а они пока не могут сделать то, что делали 4-5 "стариков".
Придется учить.
В месяц "Луч" выпускает 10-15 тысяч часов. Могли бы и больше, но
есть проблема рынка и уже обозначенная проблема кадров. Во-первых,
зарплата оставляет желать лучшего - объемы производства небольшие (в
январе-октябре предприятие выпустило продукции на 46,1 млрд рублей, что
на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Вторая проблема -
предпенсионный возраст людей. Специалисты уходят - иногда просто
идеальные, а привлечь молодежь на такие работы непросто.
"
Есть такая операция - печать циферблата. Это тонкая работа, тут
надо набить руку. Ушли по семейным обстоятельствам две женщины. Мы
перебрали 6-7 человек - только один из них остался, один смог научиться
делать эту работу", - рассказывает Николай Харчевников.
Про то, что зарплата на "Луче" - невысокая, мы услышали не один
раз. "Вы лучше про зарплату спросите", - неслось по сборочному цеху нам
вслед. Спросили. Средняя зарплата по заводу в октябре - 4,2 млн рублей
(+34% к октябрю прошлого года), по итогам десяти месяцев - 3,6 млн
(+59%). Но есть операции, на которых зарплата квалифицированного
специалиста ниже средней по предприятию.
|
Марина Колб отработала на предприятии 33 года.
|
- Марина, наша самая лучшая стрелочница, - представляет начальник производственного управления.
- Это точно, потому что больше стрелочниц нет, - парирует она.
Почему нет стрелочниц, нам понятно без дополнительных расспросов - 3
миллиона чистыми. А работа непростая и тонкая - 8 часов в день, смотря в
микроскоп, выставлять стрелки так, чтобы они не цеплялись за стекло, за
циферблат и между собой.
|
Первые часы, выпущенные в Минске в
1955 году, имели механизм "Заря" конструкции одноименного пензенского
часового завода. Такие маленькие часы (диаметр пластины - 13 мм), в
Минске давно не выпускают, но и сейчас свой миниатюрный механизм
(диаметр 18 мм) привычно называют "Зарей".
|
В Минске сейчас выпускают и
кварцевые, и
механические часы. Количество механики невелико, 2-3 тысячи в месяц, производство затратно, но и отказаться - никак. "
Для
определенной категории людей такие часы еще востребованы. Не все хотят
иметь часы без завода, на батарейке. Ничего удивительного - где-то в
деревне, может, и непросто батарейку поменять при необходимости", - отмечает Николай Харчевников
|
Корпус был построен для
микроэлектроники: кругом мрамор, так как для производства микросхем
необходима чистота. Сейчас здесь идет сборка часов. Раньше сборочный цех
был в большом корпусе, выходящем на проспект Независимости, там
работало до 1500 человек. Сейчас на сборке трудится до 40 человек.
|
В цеху немноголюдно: идет сборка и репассаж (часы, больше года
отлежавшие на сбыте, полностью разбирают, промывают и снова собирают).
Все детали для механических часов изготавливают на предприятии,
импортируют только рубиновые камни, которые служат опорами для осей
колесиков и уменьшают изнашиваемость механизма. Применение именно рубина
обусловлено тем, что он имеет наименьший коэффициент трения. Собранный
механизм оформляется в корпус.
Потом часы отправляются "на сутки" - первый контроль в течение суток.
Затем - на контрольно-испытательную станцию, где часы будут под
контролем шесть суток (кварц) или 12 суток (механика), и каждый день с
них будут снимать показатели. Если испытания пройдены успешно, изделие
отправится на склад готовой продукции.
Сегодня и завтра
Основной конкурент всех часовщиков - Китай. "Они работают во
всех ценовых нишах, с помощью европейцев освоили сложную механику,
скелетоны - механические часы с видимыми с обеих сторон часов
движущимися частями. За счет цены выигрывают конкуренцию. Гибкие
технологии у них, моментальные смены коллекции", - рассказывает Николай Харчевников.
"Луч" пытается соответствовать, выпуская 12-18 кардинально новых
оформлений корпусов в год. И около сотни - с разными "косметическими"
изменениями, стразами, рисунками и т.п.
"Уже сейчас мы получаем положительные отклики от белорусских покупателей
- и по дизайну, и по качеству новых часов "Луч", - рассказывает
представитель швейцарской компании Franck Muller Эге Тибин, который стал
директором минского завода только в августе нынешнего года .
Но на этом экономику предприятия не поднять. "Надо пробивать заграницу.
Мы выше головы не прыгнем. До 15 тысяч часов - это потолок для
Беларуси", - отмечают на предприятии. Своей фирменной торговли за
пределами страны у "Луча" нет.
|
Такие часы уже не выпускают, а в
80-е это был модный дефицит - финифть, скань (ажурный или напаянный на
металлический фон узор из тонкой проволоки, гладкой или свитой в
верёвочки) - тонкая ручная работа.
|
Но бренд здесь намерены сохранить, ведь еще когда решался вопрос о
привлечении инвестора, президент озвучил четко - "Луч" должен остаться
часовым заводом.
"То, что мы обещали президенту Беларуси, государству - повысить качество
продукции и сохранить бренд "Луч", продвигать его - мы намерены
выполнить", - подчеркивает Тибин.
Он заверил, что фирменные магазины "Луч" будут созданы во всех
крупных городах Беларуси. Сеть должна вырасти до примерно 20 "шопов". По
оптимистичным прогнозам, а господин Тибин уверен, что делая бизнес в
Беларуси, необходимо быть оптимистом, первые фирменные магазины "Луч" в
регионах откроются в первой половине 2014-го. Есть планы и по развитию
сети за рубежом: в России, Казахстане, Азербайджане, Армении, Грузии.
Также новый руководитель рассчитывает, что часы марки "Луч" пробьются и на рынок ЕС. "Не
так давно ко мне приезжал представитель компании-импортера из Германии.
Он проявил интерес к поставкам нашей продукции на немецкий рынок", - рассказал Эге Тибин.
|
Представитель Franck Muller Эге
Тибин. Пока он не говорит по-русски, но производит впечатление человека,
который неплохо ориентируется в белорусской реальности. Новый
топ-менеджер говорит, что инвестором поставлены стратегические задачи:
создать новую качественную коллекцию "Луч" и собственную торговую сеть
завода. На руке у Тибина - мужские керамические часы "Луч".
|
Швейцарский инвестор привез в Минск уже более 100 позиций
оборудования, часть из которого уже запустили. Есть профильные и
непрофильные проекты, которые постепенно раскручиваются. Планирует "Луч"
делать механизм с автоподзаводом, выпускать сапфировые стекла.
Выпуск сапфирового стекла (такое исключительно твердое и прозрачное
стекло на самом деле не стекло, а кристалл) оказался очень сложным -
из-за высокой твердости искусственного сапфира технологию удалось
отработать со скрипом, да и сейчас цикл производства сферы из сапфира -
около 55 минут. "
То есть мы смогли это сделать, но чтобы быть
рентабельными, надо найти технологию, позволяющую сократить это время -
как минимум в 10 раз", - отмечает Николай Харчевников. Сейчас эта тема активно отрабатывается.
В случае успеха проект имеет отличные коммерческие перспективы -
если обычное стекло стоит до доллара, то сапфировое - два десятка
долларов, а "Луч" смог бы получить серьезные заказы на стекла от других
производителей часов.
Есть и другие варианты, связанные с часовой продукцией, в
частности, выпуск спиралей для баланса. Уже несколько раз на Минском
часовом заводе размещали такие заказы, более 15 тысяч изделий уехало в
Европу, где немногие производители сами выпускают эти волоски.
Из непрофильных проектов на "Луче" рассказали про выпуск связных
устройств, позволяющих через спутник контролировать перемещение
автомобилей, их координаты и пройденный путь. Особенно перспективно
проект выглядит, если белорусскими устройствами начнут комплектовать
МАЗы и трактора.
Инициативы и инвестиции швейцарцев, таланты оставшихся инженерных
кадров, терпеливость женщин-сборщиц. Пока "Лучу" есть на что надеяться.
Ольга Лойко /
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Комментариев нет:
Отправить комментарий