Далее цитирую:
Реалии и перспективы часового дела
Несмотря на то что часовое дело, особенно производство ручных часов, не являлось сильно развитым традиционным направлением экономики Армении, а тем более одним из ее конкурентных преимуществ, эта отрасль наряду с ювелирным делом и алмазообработкой все же вошла в Стратегию экспортоориентированной индустриальной политики Армении. Были учтены довольно серьезный экспортный потенциал и сформировавшиеся в новое время традиции в этой сфере, развитие которой в течение последних двух десятилетий было обусловлено в основном за счет вовлечения представителей нашей диаспоры и их личных бизнес-инициатив в самой Армении. Впрочем, так было не всегда…
Будильник зазвенел в 2008 году
Пик производства часов у нас в стране пришелся на начало 80-х годов прошлого столетия, когда ежегодно здесь выпускали до 4-5 млн штук продукции, подавляющая часть которой (около 98%) приходилась на долю бытовых часов, в частности — будильников. Ведущим предприятием, специализирующимся в этой области, был Ереванский часовой завод, а ручные часы производил Ереванский завод художественных часов, выпуская до 30-70 тыс. золотых часов в год. Отечественная продукция реализовывалась как в самой Армении, так и в других советских республиках, но после развала СССР в этой сфере с каждым годом наблюдалось все большее и большее падение.
КАРТИНА ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИШЬ В НАЧАЛЕ 2000-х, КОГДА ВЕКТОР РАЗВИТИЯ резко поменял свое направление и часовое производство начало демонстрировать постепенный рост, достигнув своего апогея в 2008 году. Именно тогда общий объем годового производства достиг в денежном выражении $5 млн, хотя уже на следующий год показатели вновь опустились, и довольно существенно, более чем в 3,5 раза, дойдя до отметки в $1,4 млн. По мере ослабления последствий мирового финансово-экономического кризиса часовое производство в Армении постепенно начало восстанавливать утраченные позиции, но до объемов 5-летней давности до сих пор так и не удалось дойти.
Основными игроками на этом поле в Армении являются сегодня несколько компаний, производящих часы разной ценовой категории. Так, Ереванский ювелирный завод -1 «Гномон» специализируется, естественно, на производстве золотых часов, выпуская со второй половины 2000-х годов продукцию, механизмы для которой импортируются из-за рубежа. В год здесь производится несколько сот дорогостоящих часов, около 40% которых реализуется на внутреннем рынке, а остальная часть вывозится на традиционные рынки СНГ (Россия, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан) и в США.
Более доступные по цене часы, варьирующиеся в пределах $50-1000, можно приобрести от компании AWI, основанной в 2001 году. Как и в случае с предыдущим производителем, механизмы для часов импортируются (Швейцария, Япония), причем дизайн часов также осуществляется в Швейцарии. На долю экспорта этой компании приходится порядка трети произведенной продукции с прицелом на такие страны, как Греция, США, ОАЭ и др.
Еще одним производителем золотых часов у нас в стране выступает филиал международной корпорации I.G.O.R, продукция которого полностью экспортируется в США, а механизмы часов завозятся из Гонконга, Германии и т.д. К иностранным инвесторам в отечественной сфере часового производства можно причислить также всемирно известную компанию Franck Muller, занимающуюся у нас производством компонентов для своих часов, которые далее отправляются в Швейцарию.
О плюсах и минусах
Дальнейшее развитие сферы, судя по всему, будет по-прежнему зависеть от бизнес-проектов представителей диаспоры и успехов глобальных компаний, привлеченных опять-таки при их содействии.
ВПРОЧЕМ, НАДО СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИКЛАДЫВАЕТ НЕМАЛО УСИЛИЙ для того, чтобы эта сфера была привлекательна для вложений извне. В частности, для усовершенствования инвестиционного поля и создания привлекательных условий для внешних инвесторов были осуществлены законодательные изменения, благодаря которым на сегодня при импорте отдельных компонентов часов в Армению на границе не взимаются ни таможенные пошлины, ни НДС. Это о плюсах.
Оборотная же сторона медали заключается в том, что решающим аргументом при выборе ручных часов для покупателей является страна, которая их произвела. Армения никогда не позиционировала себя в качестве ведущей страны по производству ручных часов, так что до Швейцарии, на долю которой приходится около 60% мирового экспорта часов, нам еще очень далеко. Кроме того, местное часовое производство, особенно по части механизмов, сильно зависит от импорта, поэтому любое изменение конъюнктуры международного рынка в этом направлении способно оказать серьезное воздействие на отечественное производство.
Среди слабых сторон сферы можно выделить также и то, что при продаже золотых ручных часов на внутреннем рынке НДС рассчитывается исходя из полной стоимости произведенных у нас в стране часов. И это при условии, что при импорте и продаже золота в Армении НДС не взимается. Учитывая то, что золото составляет львиную долю себестоимости золотых часов, подобный подход значительно повышает конечную цену для покупателя, что явно не способствует усилению конкурентных позиций наших часов на рынке.
Содействие на старте
Как правильнее использовать возможности сферы и выявить подводные камни, препятствующие ее эффективному развитию? Ответы на эти вопросы попытались дать разработчики стратегии развития часового дела в Армении на 2013-2020 гг., которая наряду с соответствующими стратегиями развития ювелирного дела и алмазообработки несколько месяцев назад была утверждена промышленным советом при премьер-министре.
В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИКИ (ПО ЗАКАЗУ КОТОРОГО, СОБСТВЕННО, И БЫЛИ разработаны все три стратегии) посчитали, что сферы часового и ювелирного дела, а также алмазообработка имеют много общего, поэтому большинство предусмотренных для их развития и продвижения мероприятий едино для всех. Такой подход нашел свое отражение в комплексной программе мероприятий для этих трех сфер, рассчитанной на 2013-2015 гг.
Фактическая реализация указанных в программе мероприятий начинается, судя по выделенному бюджету, с 2014 года. По всем трем направлениям на этот год предварительно предусмотрено порядка 126 млн 86 тыс. драмов, из которых на долю государственного финансирования приходится 45%, остальная же часть должна поступить из других источников. Из каких именно, в документе не уточняется.
В спектр намеченных шагов, по сложившейся уже традиции, входит продвижение сфер посредством организации выставок, улучшения системы образования, повышения квалификации специалистов, создания интернет-портала и т.п. Для сферы часового дела, в частности, планируется переподготовка часовщиков за рубежом, на что государство в этом году предусмотрело 10 млн драмов в виде софинансирования. В 3,5 млн драмов оценено создание единого для всех трех сфер интернет-портала. Отдельной строкой идет содействие местному бизнесу в участии в выставках на приоритетных рынках, а это еще 27,82 млн драмов. Плюс 7,7 млн на продвижение нашей продукции с помощью зарубежных специализированных медиа.
Лиана Гезалян, «Голос Армении»
Hat tip emoscambio, WUS
Комментариев нет:
Отправить комментарий